Человек, который захочет писать о музыке, столкнётся с множеством проблем. Самая главная — отсутствие хоть сколько-нибудь крупной площадки для публикации. Причины очевидны. Именно поэтому о молодёжной музыке в крупных интернет-СМИ пишут люди, которым около 30.
Впрочем, есть примеры медиа, где (относительно) молодые люди пишут для таких же молодых людей и при этом, кажется, претендуют на профессионализм. Например, портал The Flow — его часто называют крупнейшим музыкальным медиа в стране. Беда в том, что работа редакторов на дистанции всё больше напоминает затянувшуюся и не слишком удачную попытку казаться музыкальными журналистами.
Это будет большой (за что прошу прощения), но важный текст. Впрочем, как говорится:
Казалось бы, этот материал — про один конкретный проект. Но на его примере, приложив некоторые усилия и немного фантазии, можно говорить и про явления значительно большего масштаба. Например, о:
- Состоянии современной рэп-журналистики (на музыкальную в целом не претендую, потому что)
- Том, как успешное, некогда уважаемое медиа может превратиться в (почти) посмешище из-за неверно выбранной генеральной линии.
Косвенное доказательство того, что выбрана она неверно, содержится, помимо прочего, в выступлении главного редактора сайта The Flow Андрея Никитина. Там он прямым текстом говорит, что сам не понимает причин этого успеха.
«Как нас читают рэп-артисты, я не могу объяснить… Я для себя понимаю, что мы собрали вокруг себя какое-то комьюнити; но если бы меня попросили объяснить, как мы это сделали — я бы не смог».
Он лишь постфактум сформулировал, мол, 2.500.000 визитов и 1.000.000 посетителей в месяц (на апрель 2018), скорее всего, есть у них потому, что пишут они про рэп и героев, o которых в России больше никто не рассказывает. Среди этих героев — участники баттлов, видеоблоггеры, а также «не очень популярные музыканты, которые вдохновляются постсоветским роком или поп-музыкой 90-х». В полном соответствии с таким объяснением прошлого успеха Андрей Никитин выстраивает фундамент для успеха будущего. Но всё усиливающееся недовольство и среди комментаторов (которые в значительной мере привлекают этот «впечатляющий для DIY-проекта трафик»), и среди рэп-артистов (среди которых есть и, например, Оксимирон) показывает, что вектор развития всё же выбран неверно. Дальше, конечно, будут конкретные примеры, признаки и причины как минимум стагнации (а как максимум — кризиса), потому как пока ничего из этого вам не предоставили. Сразу после короткого объяснения, почему этот текст вообще появился. Возможно, детективный гений сработал на упреждение загодя и всё просто?
Нет. Недавний, прости господи, РАЗБОР дебютного ЕР Gruppa Skryptonite показал, что ниже падать уже, наверное, просто некуда. Ставшие мемом постоянные ошибки и опечатки редакции в последний год ещё можно было как-то терпеть. Но вот есть конкретный пример, где в названии материала и подводке к нему же употребляются слова «РАЗБИРАЕМ» и «ОБЪЯСНЯЕМ». И что же мы видим, когда переходим по ссылке? Для текста длиной в 2246 знаков без пробелов (это даже не страница А4 целиком) понадобилось целых два автора, которые:
- Дважды переврали название альбома (скриншот);
- Начали и закончили ОБЪЯСНЕНИЕ, очевидно, какими-то цитатами из дзен-буддизма пацанского толка;
- Не выдвинули ни одного тезиса. Единственная идея, которая в тексте есть вообще — это вывод. И тот уже, наверное, озвучил даже тринадцатилетний комментатор «рифмопанчей» задолго до редакции зе флоу. Причем, возможно, даже сформулировал так же. «…в контексте русского рэпа — это большой манифест творческой свободы».
Получается, мы видим просто симуляцию размышления и короткую отписку. Хорошо, может, это единичный случай? Заходим в другую недавнюю новость про того же Скриптонита. Которую, кстати, тоже писали двое. Вместо обещанного «вспоминаем всё» мы снова видим небольшую выжимку, которая мало что объясняет. Окей, субъективно. Спускаемся чуть ниже и понимаем, что они умудрились переврать даже самую известную цитату Адиля. Благо, поправили, хоть и далеко не сразу. Ну, что тут сказать? Наверное, рэп-аналитика — дело сложное и просто даётся тяжелее, чем другие жанры и разновидности журналистики. Да и кому она нужна, раз главный редактор считает, что основной фокус должен быть на чем-то другом?
Возможно, если не срослось с лонгридами и рецензиями, то нас порадуют интервью и переводы? Когда-то именно на этом основывалась, росла и ширилась слава The Flow; да и Андрей Никитин нам говорит, что с этим-то точно всё в порядке. Открываем интервью с Saluki. Где-то в районе заголовка нам отрекомендовали Арсения как одного из «потенциальных героев года», то есть как музыканта/артиста. Что за вопросы задаст Лёша Горбаш, как вы думаете? Конечно, вопрос про Dead Dynasty (и не один), который явно изобличает отношение к Салуки прежде всего как к части этого объединения, а не самостоятельной творческой единице. А ещё — вот что:
Казалось бы, он задан на основе твита, то есть, не совсем с бухты-барахты. Но, во-первых, мы не на сайте Wonderzine; а, во-вторых, подобные вопросы, учитывая размер ответов артиста на предыдущие, моментально низводят интервью скорее к блиц-опросу. Этот вопрос и ответ на него (как и те, что про PHARAOH и DEAD DYNASTY) совершенно не помогают раскрыть персонажа и не рассказывают о них ничего нового. Да и по характеру этого опроса видно, что ответы короткие и по делу. Нет какой-то доверительной атмосферы, которую просто обязан уметь создавать хороший интервьюер. А ведь у Горбаша и Недашковского это когда-то отлично получалось.
Может, редакторам просто мешают их сторонние проекты? Наступил успех, сытая стабильность — и планка закономерно упала? Ну, тут у нас есть ссылки на три очень интересных материала, которые, будьте уверены, заставят вас вдоволь посмеяться. Они же в очередной раз подтверждают, что на сайте происходит что-то совершенно нездоровое — и виной тому явно не загруженность.
- 25 января 2018 года. На The Flow появляется вот такой материал. Проясним на всякий случай, что создателями и бессменными ведущими проекта «Вписка» являются Николай Редькин — редактор cайта The Flow — и его друг Василий Трунов. Ещё раз — вместо рассказа от первого лица в исполнении Николая Редькина о причинах блокировки нашумевшего выпуска с Yung Trappa мы получаем ИНТЕРВЬЮ У ВАСИЛИЯ ТРУНОВА. То, с каким пафосом это подано даже в названии новости, находится за гранью добра и зла. Параллельно на «Афише» (ещё одно место работы Андрея Никитина) выходит примерно то же самое.
- По горячим следам все того же 25 января 2018 года выходит ещё один материал на основании нескольких вопросов Андрея Никитина своему подчиненному, Николаю Редькину.
- Уровень сюра растёт. 11 февраля 2019 года выходит пересказ интервью с создателями канала «Вписка».
Это далеко не полный список примеров давнего приёма, известного как «голландский штурвал», в исполнении редакции The Flow. Например, шоу «Вписка» практически с самого начала постилось на той же «Афише». Минское издание 34mag, шеф-редактором которого является всё тот же Лёша Горбаш, взяло интервью у всё того же Коли Редькина. Предлагаю насладиться комментариями ко всему этому великолепию — 1, 2, 3, 4, 5.
Казалось бы, что вообще можно ответить на эту оправданную иронию? Ответ предельно простой — практически игнорировать любые претензии и вообще прикидываться мертвым.
Действительно, Андрей, почему никто этого не понимает? Может, потому, что во «Вписке» задействовано ровно столько же редакторов сайта, сколько и в проекте, где ты от имени The Flow берешь интервью? Периодические камео Муннибаева не считаются, само собой. Или, может, потому, что ты берешь интервью у человека, который спокойно может написать на вашем сайте от первого лица? Впрочем, вряд ли на понимание нужно рассчитывать в случае общения с человеком, который делает так, так, так, ещё вот так и даже так, будучи главным редактором, а затем ещё и бравирует этим. Возможно, Big Russian Boss и не убьет рэп, но вот такие журналисты и редакторы, как ты — вполне вероятно.
Андрей Никитин — это тот самый человек, который занимался досужими желтушными домыслами насчёт личной жизни Noize MC вот здесь (таймкод 17:58-18:54). Главный редактор медиа, посвященного молодежной культуре, который совершенно не умеет выступать на публике и который закономерно отказался от дискуссии с создателем паблика PRNRP.
Итог всех описанных процессов закономерен. Вместе со снижением количества больших материалов, за которыми стоит хоть сколько-то настоящей работы, неуклонно мельчает комментаторское комьюнити. Появляются вот такие посты, где даже оптимисты признают: стало намного хуже (1, 2). С увеличением количества постов про видеоблогеров и музыкантов, которые «вдохновляются постсоветским роком или поп-музыкой 90-х», сайт всё в большей степени перестаёт быть местом силы для тех, кто любит слушать рэп и обсуждать его, — и всё больше становится сайтом о том, КАК БЫТЬ МО(Л)ОДЫМ ПРЯМО СЕЙЧАС. Да, все мы помним про описание проекта — но когда-то качественная музыка действительно, как в вашем перечислении, была во главе угла. Успех, знаете ли, заключался в том, что несколько энтузиастов писали о ней так, как того хотели слушатели 20 лет и старше. Со всем возможным тщанием и даже некоторой любовью, без ненужного пафоса и с внимательным отношением к читателю. К сожалению, от этой любви, похоже, совершенно ничего не осталось. Как вообще можно писать о молодости, когда в вашей же редакции наблюдается самый настоящий застой — а преодолеть его вы или не хотите, или просто не знаете, как именно? Я уверен, что скоро кто-то проделает примерно то же самое: создаст на голом энтузиазме успешный сайт о музыке. Кандидаты уже есть («Рифмы и панчи» и NR по понятным причинам оставляем за скобками). Это музыкальные гики, которые на первое место ставят не личную выгоду, а желание донести до слушателя качественный продукт. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается первое (и непреложное) правило музыкальной журналистики.