Эта песенка станет гимном

Про Дядю Женю написано и снято, казалось бы, достаточно всего. Герой в каком-то смысле идеален: относительно малоизвестен, знаком или оказал влияние на многих популярных исполнителей плюс неожиданно исчез с радаров. Но этот текст о нём отличается от остальных.

Во-первых, вы узнаете, насколько справедливы все те мифы, что про него транслируются уже больше десяти лет. Во-вторых, у вас будет более-менее полная картина его творческого пути. В-третьих, этот уже культовый, почти сказочный персонаж обретёт своё человеческое лицо. 


Творческих людей так или иначе можно назвать людьми принципиальными. Почему? Принципиальность — стремление доказывать свою правоту в споре не только с окружающими, но и с самой действительностью. Творческий же человек — тот, кто в споре с той же самой действительностью готов идти до конца в смысле доказывания своей исключительности. Правда, стоит сделать оговорку, что в отношении не каждого «человека творческого» этот тезис справедлив; в полной мере его можно применить лишь к тем, для кого это состояние души, оно же — призвание. В каждой сфере много людей случайных, у которых это лишь этап поиска себя. Речь о тех, для кого это итог. Одним из таких людей является, как вы уже поняли, Дядя Женя, вся (относительно) недолгая карьера которого замечательно иллюстрирует сказанное выше. Этим материалом я хочу отдать должное человеку, песни которого я переслушивал не одну сотню раз (текст «Соляриса» и вовсе стал моим девизом или чем-то вроде того), а не говорить в очередной раз о роли и значимости его фигуры, о которых не сказал только ленивый. Во всём многообразии информации о ДЖ нет ответов на некоторые важные вопросы, структурированности и ссылок — всё это вы найдёте здесь. Первая часть будет посвящена его творческому пути, вторая — личности.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

В некоторых старых песнях возле его никнейма часто можно встретить приписку EBA-DEY GANG. Что это такое? Ответ, в общем-то, прост. Это группа, которая начала выступать в начале 2000-х, с которой он ассоциировал себя как творческую единицу и до баттлов, и после (например, вот созданные им темы на форуме новосибирского Академгородка, обратите внимание на дату). Её жанровую принадлежность охарактеризовать не так-то просто — но вот вам пресс-релиз, который сам ДЖ когда-то и выкладывал (то есть с которым был согласен).

Состав группы:

Дядя Женя (Джохан Лабомба) — вокал

Бучо — бас

Тимоций — барабаны

Децибел — бэк-вокал

Ильич — гитара

Почему баттлов, а не баттла? Всё-таки какой-то опыт до начала 8-го официального у «панка» ДЖ уже был. Тема 2 официального АкадемБаттла (март – май 2007 г.) сохранилась до сих пор. И пускай там он соперничал с рэперами, среди которых были, например, МС ПИТОН и kipish, к мероприятию ДЖ отнёсся серьёзно… И, конечно, выиграл. Его соперником в финале был тот самый Satyr, который тогда был известен под никнеймом shnappy. Настолько серьёзно, что даже объяснил некоторые моменты из своих песен (123). Да, сейчас это выглядит наивно, но здесь стоит иметь в виду, что тогда были за времена. Исполнителей, которые пытались не то что петь, а даже просто интонировать, часто называли «колготочниками» (конъюктурщиками) или награждали другими обидными прозвищами. Не всех, конечно, и не всегда, но насупленностью и отстаиванием корней хип-хоп-культуры занимался не только Мастер Шеff, но и каждый первый форумщик hip-hop.ru. К гостям из других субкультур и рэперы, и панки относились крайне настороженно, а разбираться сразу в нескольких музыкальных направлениях было, в общем-то, не принято.

Под каким названием известны некоторые песни ДЖ сейчас (и на какой раунд АкадемБаттла были написаны; его тема):

«Под небом юности» — 1 раунд / В начале было…

«Солярис» — 3 раунд / “А tribute to…” (Каждый выбирает кого-то и посвящает ему песню)

Save the hip-hop — Финал / «Спасём хип-хоп от…»

Забавно, что в конце той темы коллективными усилиями было сделано, по сути, настоящее предсказание. Да, главными рэп-артистами вскоре станут бывшие панки, а ещё какое-то время спустя уже вообще будет очень сложно различить, кто здесь панк, а кто — рэпер. Рэп, по сути, заменит рок, взяв на себя его протестную функцию. Ну, вот это всё, что вы и так уже сто раз слышали. Но вернемся к нашим… павлинам.

В сентябре 2007 года начался 8-ой официальный баттл hip-hop.ru. Удачное завершение предыдущего сделало звездой Noize MC — и о победе наш герой, конечно, даже не думал. У него была задача-минимум и спортивный интерес андердога. Дальнейшие события пересказывать будет лишним, о них и так все знают. Скажу только, что Дядя Женя как будто специально собирал себе в оппоненты форумных звёзд (в разной степени), у которых было немало поклонников и на форуме, и за его пределами: СД, Dom1no, Короб, Nego, Chet и RE-pac. А далее благодаря его неизвестности в баттловых кругах и отсутствию стремления к публичности начало появляться огромное количество домыслов и мистификаций. Чего только не говорили. И что он с рэпером babangida — одно лицо (эти слухи с трудом смогло развеять даже совместное участие обоих на 7 командном баттле); что никакой он не учёный, живёт не в Новосибирске, не картавит (просто решил поизгаляться) и много чего ещё. Происходило это потому, что, хоть он после окончания 8 баттла и планировал какое-то время выпустить альбом, но после песни «Уено-Коен» и вовсе исчез с радаров. Ну, как исчез — на своей странице он по-прежнему был достаточно активен и показывал себя человеком неравнодушным.

ЕВГЕНИЙ БОНДАРЬ

Начнём с некоторых известных фактов и мифов, которые неплохо суммировали и пересказали на сайте «Палач». Будем оппонировать тому, что там написано, развеивая их — и начнём мы с (неизвестности настоящего) имени, научной карьеры и места работы (то есть ровно как в статье, на которую мы ссылаемся).

  1. Имя Дяди Жени, как ни парадоксально… Евгений! И, в общем-то, псевдонимы тут совершенно ни при чём. Путём нехитрых манипуляций (возраст 40+ и город Новосибирск) можно найти его страницу «Вконтакте». Вспоминаем фото с СД и фото с Оксимироном… Да, точно он. Если у кого-то остались сомнения, то вы можете зайти вот сюда и включить видеозапись. Картавость на месте, голос знакомый. Здесь же есть и ещё один момент, но о нём чуть позже.
  2. Он действительно кандидат физико-математических наук и даже родом из семьи учёных. Более того, местом его работы является сибирское отделение Российской Академии Наук (должность — заместитель директора по научной работе). Этот институт занимается запуском пилотируемых космических объектов и множеством других вещей, в которых я не понимаю ровно ничего.

Что же происходит с ним теперь? Всё у него, вроде бы, нормально. Здесь он заходит на форум, чтобы немного потроллить Луперкаля и напомнить о точности формулировок (12). «Бушель рома», если что — строчка из песни рэпера SayMeow a.k.a Illumate; беда в том, что бушель — мера ёмкости сыпучих тел, к которым ром не относится. Какое-то время это словосочетание было нарицательным. Тут комментирует альбом «Горгород» и обещает в скором времени что-то записать. Рэп ему по-прежнему интересен, но того уровня мотивации уже, кажется, давно нет. Почему? Здесь-то мы и подбираемся к тому, почему он вообще с рэпом подзавязал (скорее всего) и что вы уже могли видеть на скринах чуть выше. Да, это скользкая дорожка предположений и допущений, но это представляется вполне очевидным. У Дяди Жени есть сын и ему, к сожалению, в два с половиной года поставили диагноз «аутизм». Даже не зная его личной страницы и не видя интервью в рамках проектов, посвященных этому заболеванию, что-то заподозрить можно было по его аккаунту на всё том же форуме Академгородка. Сын родился в 2009 году, а вскоре Дядя Женя фактически закончил свою карьеру. Воспитание даже здорового ребёнка отнимает кучу времени и сил, как и научная карьера сама по себе. Полноценно совмещать всё это ещё и с карьерой музыкальной вряд ли вообще возможно.

справа — Евгений Бондарь

От того, насколько активно человек, который боролся с невежами и хвастунами в рэпе, отстаивает теперь своего сына и с какой энергией он борется с мифами и заблуждениями вокруг данного заболевания, нельзя не испытывать к нему глубокое уважение. Все думали, что Дядя Женя замолчал из принципа или ему просто надоело — и, возможно, для кого-то его история до этого рассказа выглядела более впечатляющей, яркой. Но ведь этот факт не отменяет ничего из той правды, что о Дяде Жене была когда-либо сказана — просто теперь у этих фактов есть человеческое лицо. Человек сделал свой выбор, всем доказав ту самую исключительность, и этот выбор, наверное, самый понятный из возможных.